Статьи — Счастье для детей

Чего хотят родители в отношении своих детей? Какими хотят видеть их?

Наверняка, большинство ответит – счастливыми, успешными, умеющими решать жизненные задачи, ответственными, любящими.

А всегда ли таков результат родительского усердия при воспитании своего сына или дочери?

Ведь наши родители тоже желали нам добра, но всегда ли мы вспоминаем с благоговением свое детство? Все ли его эпизоды, глубоко запавшие нам в душу, вызывают радость? Научились ли мы сами быть счастливыми, ответственными, любящими?

В чем же причина такой реакции на родительскую «любовь»? Не в том ли, что «добро» нам пытались «причинить», готовя к жизни в современном социуме?

И сейчас мы, адаптировавшись в этом непростом мире, уж точно знаем, как ввести в него ребенка, чтобы ему же было «лучше». "Что вы, что вы, какой же тут авторитаризм? Вот в наше время все конечно же было строже".

А если посмотреть глазами ребенка на этот мир, с помощью чувств распознать, что же есть для него счастье? Может быть это, когда мама доверяет, если я беру ее сумочку и узнаю, как открываются эти чудесные замочки и застежечки, что оказывается, в одном может скрыться многое? Или это то, когда она нежно смотрит, как я лью из своей кружечки воду в чайник, а потом обратно? А может, это моя радость от того, что получилось как у папы вставить шнурок в отверстие ботинка? Может, это чувство, что я в этом мире есть, воплощенное на стене, попавшимся под руку фломастером и уверенность , что могу самостоятельно надеть свой комбинезон? И вообще, в этом мире могу сам решать задачи, получая от этого огромную радость: «Впервые получилось!»

Теперь могу-могу-могу! И буду повторять это! Я такой же сильный как мама и папа! И они меня поддерживают, они мне доверяют! А значит уважают и любят! Вот оно счастье!!

К сожалению, мы, взрослые, не всегда можем распознать чувства ребенка и, уж тем более, иметь терпение с уважением относиться к его личности. Хочется побыстрее и обязательно сразу «так, как надо». Мы – носители стереотипов счастья, привитых нам социумом и воспитанием. А так ли это для нашего ребенка? На самом ли деле он появился на этот свет для того, чтобы, переняв у нас наши стереотипы, тащить по жизни неподъемный груз нашей же «мудрости» и наших же заблуждений? Не в этом ли кроется извечный вопрос конфликта отцов и детей?

А что произойдет, если мы , родители, доверим своему ребенку проживать собственный опыт? Начиная с малого- сначала может даже просто брать «то, что не положено» и под нашим тактичным присмотром на расстоянии дадим возможность исследовать новое, распаковать окружающую среду, узнавать таким образом о существовании в мире неизвестных для него вещей, их свойствах и назначении. Собственно, если говорить о Монтессори-среде, то она вся направлена именно на удовлетворение этой потребности ребенка. Говорят, что именно «прожитый» опыт имеет ценность и действенность. Значит, наш малыш, получая его самостоятельно, становится сильным и независимым - ведь он получает самое ценное – опыт получать опыт! Он познает мир и формирует свое – ненавязанное представление о нем, следовательно становится «человеком мира» . Принимая своего  малыша таким, какой он есть – со всеми характерными особенностями, темпераментом, потенциалом физическим и интеллектуальным, любя его таким, какой он есть, и готовя к жизни, не мешая делать открытия и разумно усложняя задачи для развивающего роста, научив мыслить позитивно и принимать мир таким, какой он есть и получать от этого радость, осознавать себя, свое место и предназначение в нем - может быть, в этом и есть задача родителей счастливого ребенка - гонца в будущее?

Именно  такому взгляду на своего ребенка, такому подходу к его воспитанию и образованию научаются родители, приходя со своими малышами в Монтессори группу.  Непосредственно через действия, получая практикум в клубе, они отрабатывают возможность формирования себя как родителя и принципиально новых отношений с ребенком. Родители приобретают возможность переноса этой модели в свою жизнь, преобразуя этим настоящее и будущее свое и своих детей, соответственно, преобразуя весь окружающий мир.


Виктория Любимова, Монтессори-педагог.



30 марта 2012 | Все статьи